Дата выхода игры 13 июля 2010 г.
Дата выхода игры на PC 26 октября 2010 г.
Жанр(ы) игры adventure, rpg
Платформы Mac, X360, PC, PS3
Разработчик игры Hothead Games
Издатель игры Electronic Arts
Пришло время вновь вспомнить добрым словом прослывшего весельчака и неунывающего разработчика юмористических квестов Рона Гилберта. В последний раз мы о нем говорили в рецензии на Ghost Pirates of Vooju Island — это еще одно авторское высказывание на тему «Как бы я сделал пиратский квест своей мечты». Пытаться называть самое свежее публичное выступление Гилберта стопроцентно удачным и метким, как сто индейских стрелков, ни в коем случае нельзя. Это был просто хороший, а местами — откровенно неубедительный кивок в сторону Гайбраша Трипвуда. Гилберт, к нашему превеликому сожалению и удивлению, несколько переоценил свои силы, выдав скудный десяток шуток и две с половиной интересные локации за полноценный ответ Telltale Games (не говоря уже о пиксельных шедеврах начала-середины 90-х годов). Помочь мэтру в сушке подмоченной репутации обязуется DeathSpank.
-Двухмерность мира DeathSpank во всем великолепии.
Новая комедия
DeathSpank — это в первую очередь новый комедийный персонаж, созданный Гилбертом, и только потом — одноименная игра. Как и в случае с «Островом обезьян», новый квест обязуется по полной программе поюлить и подурачиться на избранную тему. Ею в этот раз окажется средневековое фэнтези, в декорациях которого принято выстраивать эпичные ролевки про непобедимого героя-одиночку, бесстрашно воюющего с мрачными силами зла. В приключениях Гайбраша Трипвуда, напомним, на орехи досталось пиратам и всему, что с ними связано. Теперь вот под раздачу попадают классические истории «о Великом Зле, еще более Великом Добре, которое дерзко с ним расправится в конце».
С актуальностью выбранного объекта для стеба Гилберт немножечко опоздал. Если бы игра была запущена хотя бы в прошлом году, то эффект от знакомства с нею был бы максимальным. Там у нас и Dragon Age была, и Risen, и Divinity 2 на пару с Venetica — сколько поводов проявить остроту ума, согласитесь.
-Спецэффекты в игре что надо. Жалко, конечно, ведь эту тему можно было как-то веселее обыграть, учитывая пародийную направленность.
Вернемся снова к нашему персонажу и сразу попробуем на всякий случай ласково транскрибировать его имя — получим что-то вроде Дефспэнк. Как и положено главному герою масштабной фэнтези-постановки, у нашего носителя эпичных лат и меча восьмидесятого уровня есть великая цель, достижение которой растянется на всю игру, — поиск уникального и загадочного артефакта. В типичных RPG сей предмет принято одаривать максимально вызывающим и броским названием вроде «Священного Грааля». Гилберт решил поступить намного проще и в то же время изящно — разработчик просто здраво рассудил, что вещи необходимо называть своими именами. Так что артефакт именуется до неприличия просто и понятно — Артефакт.
В DeathSpank подобная практика «срывания масок» будет применяться довольно часто. Гилберт тем самым поделился своим видением современных ролевых игр — разработчик справедливо полагает, что за ширмой экзотических названий и плохо читаемых терминов скрываются совсем обыкновенные, элементарные вещи и персонажи. Но глубина его юмора не заключается в одном лишь переименовании всех объектов. Для создателя Monkey Island важно доказать, что фэнтези без оркестрового саундтрека и занудных записей в кодексе тоже можно сделать не просто интересным, но и безумно веселым.
-Это явный привет от разработчиков знаменитой The Pirate Bay.
DeathSpank воспринимается как настоящий протест, виляние голым задом перед знаменитыми разработчиками уровня Bioware. Все, над чем они трудятся в своих шикарно обустроенных офисах, отражено здесь в обличающем и высмеивающем кривом зеркале. Взять те же диалоги. Как обычно, они в таких случаях составлены из недомолвок, пафоса и помпезности — обычному человеку, далекому от мира видеоигр и не воспринимающему их за отдельную культуру, кривляния вылепленных в соответствующем редакторе головешек покажутся сущим бредом, если не больше. Гилберт это прекрасно понимает и делает разговоры с теми же NPC максимально информативными, но вовсе не загружает нас пустой болтовней. Он также прекрасно осознает, что необходимо угодить непосредственной целевой аудитории DeathSpank — любителям RPG, которые вдобавок не прочь поглумиться.
А теперь мы расскажем, как же эти диалоги выглядят. Дефспэнк подходит к любому NPC и уже своим обращением к нему сразу дает нам понять, какую ценность случайная личность для него представляет: «Здравствуйте, второстепенный персонаж, не имеющий для меня особой важности!» Или же: «Очень приятно познакомиться с лицом, которое, вероятно, подарит мне немало дополнительных заданий».
Итак, философию внутреннего мира вы уже должны себе четко представлять и, что важно, принимать: издевательство над «драгон эйджами» и «готиками» путем методичного обличения их слабых сторон, которые разработчики, как правило, выставляют исключительно сильными и убедительными.
-Красиво, да.
Обличительные мероприятия
К счастью, DeathSpank — это не только авторский юмор в диалогах. Игрой как таковой детище Гилберта тоже является. Разумеется, никаких сдерживающих рамок жанра здесь быть не должно — все выглядит как размышления на тему «мы презираем фэнтези про орков и эльфов». В то же время и здесь Hothead Games решила посмеяться над условной схемой, согласно которой принято выстраивать геймплей в ролевых играх. Болтовня с NPC, путешествие по локациям, копошение в журнале заданий и, разумеется, непременные разборки с этими самыми, которые «порождения» всякие. Ну, вы поняли.
С диалогами и NPC уже все понятно — там обличительные речи на пару с изящной простотой решают все. С отметкой квестов в соответствующей книге дела обстоят схожим образом: никаких премудрых записей и замечаний. За вас заботливо разделят в дневнике задания на две категории: важные и неважные. Причем называться они будут именно так.
Больше всего удовольствия обещают нам доставить дизайнеры и художники уровней — они тоже дали себе волю и пошли на интересные творческие эксперименты. Не в бровь, а в глаз, что говорится, бьет визуальный стиль DeathSpank. Палитра красок довольно яркая и жизнерадостная — никаких намеков на суровый и беспощадный геймплей.
-На этом несчастном острове понедельники уже поздно отменять.
Мир сам по себе трехмерен — мы в состоянии вертеть камерой так, как нам заблагорассудится. А вот все остальные объекты на карте будут двухмерными. Это и полезные штуковины, которые будет герой находить, и всякого рода здания и сооружения, куда он сможет зайти. Таким вот образом Гилберт пытается утверждать, что двухмерность, а значит, и в какой-то степени «картонность» окружающих объектов — особый знак. Знак, указывающий на искусственность в исполнении и неестественность декораций и персонажей в ролевых играх.
В организации боевой системы целенаправленные упрощения достигли своего апогея — типичная драка в DeathSpank представляет собой кровавую мясорубку, управлять которой можно будет с помощью пары кнопок. Как и в любом слэшере среднего достатка, вам всего-то и надо будет, что тыкать по кнопке «атака» и менять в зависимости от слаженности и изворотливости врага оружие. Всякого рода махательных, ковырятельных и кишковыпускательных копий, мечей и булав предоставят безумное количество. При этом разработчики отдельно оговариваются, что примитивный экшен и богатый арсенал — очень даже совместимые понятия. Главный девиз боевки DeathSpank: каждому врагу — по личному орудию для его же эффективного и быстрого убийства. То есть здесь снова работает правило слэшера, подразумевающее индивидуальный подход к каждой враждебно настроенной личности.
-Ну да, кладбище в таких играх обязательно должно быть.
Меньше всего эта игра похожа на RPG, благодаря видоизмененной ролевой системе. Никаких классовых ограничений в прокачке, подборе оружия и доспехов. Дефспэнк вправе нахлобучить на себя любое забрало и прикрываться хоть листом фикуса. Представьте себе Sacred, у которой с помощью специального кода открыли возможность для мага носить крылья серафимы — по схожим правилам работает и DeathSpank. Лично сам Гилберт такими вольностями бесконечно гордится.
Игра-протест, игра-издевательство. Чтобы грамотно и тонко высмеять целый жанр, нужно быть как минимум создателем истории о Гайбраше Трипвуде. Рон Гилберт под эти условия, конечно же, попадает. Получится ли у него реабилитировать свое доброе имя после неубедительного выступления с Ghost Pirates of Vooju Island — узнаем уже в этом году.